Главная » Статьи » Статьи и новости

Учитель в системе художественного образования

1. Вузовское обучение будущих учителей ориентировано на примитивные цели школьных программ, т. е. на беглую передачу детям поверхностных представлений об искусстве и некоторого набора технических навыков. Впрочем, уровень подготовки большинства учителей не позволяет им в полной мере справляться даже с этой задачей, что объективно, по всей видимости, следует расценивать как фактор, положительный для художественного развития детей.

2. Жесткая нацеленность учителя на передачу детям готового набора знаний, умений, навыков, постоянно поддерживаемая системой инспекторского контроля, превращает педагога в обучающую машину, мало приспособленную к самообучению. С увеличением стажа своей работы учитель обычно не развивается художественно. Наоборот его восприятие искусства и суждения о нем становятся все более шаблонными (или наивными).

3. Педагог, ориентированный на передачу сведений об искусстве и технических умений, оказывается таким же «винтиком», объектом учебного процесса, что и ученик. Такой учитель приходит на урок, чтобы осуществить чьи-то цели, часто не совсем ему понятные. Нетворческая, лишенная художественных эмоций атмосфера подобных уроков не приносит удовлетворения ни взрослому, ни детям, а изматывает и того и других. У детей возникает представление, будто так же, ремесленно и однообразно, творит художник, создается извращенное представление 

б искусстве, возникает отвращение к нему. Такие уроки губительны для развития человеческих эмоций, сопереживания и общения.

4. Тягостная атмосфера уроков искусства и распространившееся отношение к ним как к чему-то второстепенному в школьном производстве мешают прижиться в школе дипломированным специалистам в области искусства — художникам и музыкантам.

5. Эта атмосфера оказывается непреодолимым препятствием для обогащения школы творческим опытом, зарождающимся в таких педагогических объединениях, какими по сути являются лучшие кружки детской художественной самодеятельности, студии, хоровые коллективы и т. п. Система народного образования активно сопротивляется внедрению новых идей эстетического воспитания и упорно не желает вырабатывать механизмы для освоения и распространения передового педагогического опыта. Так, опробованные в многолетних и весьма широких экспериментах программы композитора Д.Б. Кабалевского и художника Б.М. Неменского, получившие признание многих читателей и общественности, на пути к внедрению в массовую практику проходят такую наробразовскую обработку, что деформируются до образа, в котором мало чем отличаются от своих скомпрометированных предшественниц.

Категория: Статьи и новости | (18.09.2016)
Просмотров: 644 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0