Главная » Статьи » Статьи и новости

СОСТОЯНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

1. Реально на эстетическое развитие каждого члена общества влияет весь процесс художественно-культурной жизни народа, а не только целенаправленные педагогические воздействия. Только осознав характер взаимодействия между художественно-культурной стихией и целенаправленным процессом эстетического воспитания, мы сможем понять, а это исключительно важно сегодня, какое место занимает и должна занимать школа в качестве одного из социальных институтов художественного образования народа, выстроить эффективную целостную систему взаимодействия этих институтов.

2. В современной школьной практике ученик выступает для педагога как изолированный от влияний телевидения, кино, мультипликации, радио, семьи, двора, подворотни, т. е. от массовой культуры и детского фольклора, тогда как именно они определяют реальный художественно-культурный контекст жизни ребенка. Поэтому чистой декларацией в области эстетического воспитания оказывается тезис о связи школы с жизнью.

Не учитывая влияния социального контекста на художественное формирование ребенка, школа оказывается неспособной повлиять на этот контекст. Она не справляется со своей ролью активного фактора эстетического совершенствования социальной среды, хотя могла бы и должна была бы стать одним из важнейших институтов развития художественной культуры страны.

3. Таким же декларативным оказывается тезис о связи школы с жизнью и в ориентации эстетического воспитания на национальные и региональные культурные особенности и традиции. Школа лишь на словах принимает во внимание сущностную природу искусства как мощнейшего средства, с одной стороны, национального самопознания, осознания своей культурной национальной традиции и специфики, а с другой — межнациональной интеграции, глубокого эмоционального приобщения к духовным ценностям других культур и общечеловеческим идеалам. На практике же школа в эстетическом воспитании учащихся очень редко и мало учитывает социальные, культурные традиции развития региона и его культурный фонд.

4. Не обеспечивается содержательная связь школы с жизнью даже в таком аспекте, как согласованность школьного и внешкольного эстетического воспитания. Связь школы с кружками художественной самодеятельности клубов, домов культуры и дворцов пионеров формальная и односторонняя: официальный доминирующий статус школы как социального института народного образования обязывает внешкольные детские учреждения ориентировать на школьную программу и обслуживать ее реализацию. В связи с новым рассмотрением школы как государственно-общественного учреждения, а кружков и клубов как общественных инициатив эта связь нуждается в содержательном анализе и переосмыслении.

Таким образом, на разных уровнях взаимодействия школы и социальной среды основным противоречием оказывается несовпадение между необходимостью связи школы с жизнью и отсутствием этой связи в реальности, хотя она постоянно декларируется. В этом проявляется педагогическая позиция, которая игнорирует внешкольную жизнь ребенка, бюрократически рассматривая его как «винтик» школьного механизма.

Категория: Статьи и новости | (18.09.2016)
Просмотров: 693 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0