Главная » Статьи » Статьи и новости

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

В жизни общества, в постоянном воспроизводстве духовной культуры незаменимую роль играет искусство. Уникальные особенности этого вида духовно-практической деятельности состоят в том, что здесь художник и зритель (читатель, слушатель) не только приобретают знания о мире, но и осваивают эмоционально-ценностные отношения к окружающему и к самому себе, становятся в собственно-человеческие, диалогические отношения с миром, т. е. открывают для себя действительность как мир человека, как мир, наполненный личностными смыслами. Это открытие человечности мира отдельный человек совершает благодаря тому, что в художественной деятельности (создании, восприятии, интерпретации произведений искусства) он обогащается общественно-исторически выработанным опытом, проживая и переживая общечеловеческий опыт познания истины, добра и красоты как опыт собственной жизни. Тем самым художник и зритель приобщаются к общечеловеческим ценностям и свободно творят себя по законам красоты и гармонии. Таким образом, искусство развивает в человеке универсальную человеческую способность к творческому преобразованию мира в любой деятельности.

Не секрет, что для многих людей окружающий нас мир культуры остается в сущности своей невидимым, неоткрытым, находящимся как бы в другом измерении. Рядом с несметными богатствами духа эти люди проживают свой век в духовной нищете, не подозревая о своей трагической обделенности или смутно догадываясь о ней. Они принимают за культурные ценности дешевые поделки имитаторов духовности и не видят, что современники владеют подлинными сокровищами, которые по праву наследования должны бы принадлежать всем и каждому.

Распространено мнение, что искусство обладает такими механизмами, которые сами развивают у ребенка способности к художественному восприятию и творчеству. С другой стороны, многие полагают, что будто одаренные дети сами постигают законы искусства. Отсюда делается вывод: достаточно поместить ребенка среди скульптур и картин, включать ему хорошую музыку  и он вырастет художественно образованным взрослым. Не отрицая значения эстетической среды, следует все же признать, что одного погружения в такую среду совершенно недостаточно для художественного развития ребенка. Искусство, мир культуры устроены так, что ребенок не может войти в них без помощи взрослого, который откроет растущему человеку язык искусства и его смысл, поможет включиться в культурный диалог.

Сегодня, когда возрождаются гуманистические идеалы и повышение культуры общества становится условием дальнейшего развития демократии и общественного прогресса, роль искусства 

в духовной жизни народа особенно возрастает.

Поэтому в новой концепции образования, в которой школа понимается как открытая обществу, принципиально иное место должны занять художественное образование и эстетическое воспитание. Преобладающее ныне понимание эстетического воспитания как проблемы исключительно школьной является недостаточным и опасным.

Категория: Статьи и новости | (18.09.2016)
Просмотров: 699 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0