Главная » Статьи » Статьи и новости |
Дошкольный возраст
От рождения ребенка и до школы его художественная активность не выделяется в особые формы деятельности, и художественно-эстетическое развитие на каждом этапе детства протекает внутри ведущей деятельности этого этапа. В старшем дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью становится игра. Если дошкольное детство протекает нормально, то у ребенка складывается полноценный для этого этапа развития игровой способ освоения искусства. Игровая форма — единственный доступный дошкольнику способ удержания и воспроизведения переживаний, вызванных искусством. Например, слушая сказку, ребенок принимает на себя роль полюбившегося персонажа и совершает в этой роли воображаемые действия, соответствующие сюжету сказки. В сопереживании и содействии персонажам развивается воображение ребенка, его эмоционально-непосредственное, игровое, наивно-эстетическое отношение к искусству. Такое отношение в данном возрасте обеспечивает полноценное переживание искусства дошкольником и является необходимой основой для дальнейшего художественного развития. У значительной части детей при существующей системе образования такое восприятие сохраняется в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте — вплоть до взрослости.
Младший школьный возраст
Подобно игре у дошкольника, в период младшего школьного возраста учебно-художественная деятельность должна выступить как ведущая форма деятельности, обеспечив полноценное эстетическое развитие ребенка на данном возрастном этапе. По своей целевой направленности учебно-художественная деятельность ориентирована на создание гармоничных условий для перехода ребенка от игрового отношения к искусству и наивно-реалистического восприятия к собственно-художественному. При этом в качестве основной, содержательной доминанты учебно-воспитательного процесса выступает формирование у ребенка художественно-эстетической позиции по отношению к искусству и действительности. В целом курс начальной школы носит пропедевтический характер. Основное содержание работы определяется следующими направлениями: 1. Дифференциация искусства как особой сферы жизни. 2. Дифференциация собственной эмоциональной сферы ребенка (выделение художественных (катарсических) переживаний как переживаний особого рода; дифференциация различного рода эмоций (трагическое, комическое и т. п.); определение пафоса художественного произведения). 3. Рефлексия условий происхождения художественных переживаний. Освоение художественных средств как средств художественной выразительности, позволяющих развернуть личностно-смысловую художественную коммуникацию. Особое внимание здесь следует уделить развитию мотивации включения собственного жизненного контекста в содержание художественного общения. («Я в предлагаемых обстоятельствах».) При этом центральным методическим принципом выступает организация многопозиционного общения: автор — герой — читатель (зритель). В процессе такого общения организуется как рефлексия самих позиций, так и рефлексия художественных средств, с помощью которых оказывается особого рода воздействие на изменение эмоциональных состояний слушатели (зрителя). 4. Задание исходной ориентировочной основы в основных видах художественной деятельности. В изобразительном искусстве это изображение, украшение, конструирование; песня, танец, марш — в музыке; лирика, эпос, драма — в литературе. При этом раскрываются основные принципы художественной выразительности — принцип художественного композиционирования,задающий меру красоты и совершенства; принцип интонационной выразительности в разных видах искусства. Средний школьный возраст
Ведущей формой деятельности в этот период выступает деятельность общения. Особым психическим новообразованием этого возраста становится чувство взрослости, которое выражается в потребности реального овладения способами человеческой деятельности и самоопределения в системе человеческих отношений. Исходя из особенностей возраста, гармоничность художественного развития характеризуется следующими моментами: 1. Если в младшем школьном возрасте художественные средства осваивались как средства художественной выразительности, то в среднем звене идет освоение различных видов художественных языков. На данном этапе перед подростком должно быть развернуто все многообразие видов и жанров искусства. Ключевым моментом художественного развития является здесь формирование способности воспринимать многослойную структуру художественного произведения, выходить на понимание авторской позиции, вскрывая систему особых, диалогических отношений в произведении искусства. 2. Принципиальным моментом этого периода является создание условий для развития Художественных способностей. Это требует широкого использования в процессе занятий художественно-творческих заданий, развертывания сети кружковой работы. 3. Особое значение для этого возраста имеет практический выход в широкий социальный контекст — художественное преобразование окружающей среды, организация театральных, литературных и музыкальных студий. Это дает возможность реализовать чувство взрослости в особом, социально значимом художественном поступке.
Старший школьный возраст
Старший школьный возраст является переходом от детской к взрослой жизни. Для него характерным психологическим новообразованием является потребность в самоопределении, проблематизация себя, выработка собственной жизненной перспективы. Характерным моментом этого возраста является стремление выхода в широкий социокультурный контекст, ощущение себя «гражданином мира». В этой связи основное направление художественного воспитания и образования должно быть ориентировано на развитие юноши как субъекта культуры, перед ним должны быть раскрыты основные конфликты целостного художественного процесса различных исторических эпох, выявлена диалогическая природа организации культуры. В этой связи особое значение имеет введение помимо курса литературы, которая практически остается единственным видом искусства в старшем звене школы, целостного интегрального курса — «Мировая художественная культура». Данный курс должен создать в представлении учащихся целостную художественную картину мира в ее исторической перспективе, определить важнейшие закономерности развития искусства. Интегральный принцип МХК открывает широкие возможности для раскрытия глубоких и разносторонних связей между предметами гуманитарного и эстетического цикла. Характеристика трех этапов художественного развития дана в целом для общеобразовательной школы. С учетом национальной и региональной специфики необходима разработка вариантных программ по художественному воспитанию. При этом существенным моментом разработки содержания должен выступить модульный принцип, связанный с формированием специальных пакетов программ для различного типа школ. Особой проблемой является разработка программ художественно-эстетического цикла для школ с общегуманитарным уклоном и школ с углубленным изучением искусства. | |
Просмотров: 684 | |
Всего комментариев: 0 | |